Догматическое богословие.
Архимандрит Алипий
Мы именуем Святую Троицу единосущной и
нераздельной. О единосущии Ипостасей Святой Троицы
неоднократно говорит Священное Писание, хотя сам
термин «единосущный» и отсутствует в нем. Так, мысль
о единосущии Отца и Сына содержится в словах
Спасителя: «Я и Отец — одно» (Ин. 10, 30); «видевший
Меня видел Отца» (Ин. 14, 9); «Я в Отце, и Отец
во Мне» (Ин. 14, 10). Он есть Сын Отца не по
благодати, а по Природе, «ибо кому когда из Ангелов
сказал Бог: «Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя»? И
еще: «Я буду Ему Отцом, и Он будет Мне Сыном»
(Евр. 1, 5) Та же мысль о Его подлинном сыновстве
содержится и в других текстах Священного Писания,
например: Сын Божий пришел и дал нам (свет и)
разум, да познаем (Бога) Истинного и да будем в
Истинном Сыне Его Иисусе Христе: Сей есть
Истинный Бог и Жизнь Вечная (1 Ин. 5, 20). Или
еще: Бог Сына Своего (греч. "идиу" — собственного)
не пощадил, но предал Его за всех нас (Рим. 8, 32).
Евангелие именует Спасителя Единородным,
а значит, и единосущным Сыном. «И Слово стало плотию...
и мы видели славу Его, славу как Единородного от
Отца», — пишет святой Апостол Иоанн Богослов (Ин.
1, 14). Там же говорится, что Слово — Единородный
Сын, сущий в недре Отчем (Ин. 1, 18; 3, 16). Святой
Иоанн Дамаскин поясняет, что Сын называется в
Писании «единородным», «потому что Он один от одного
Отца рожден единственным образом, ибо никакое другое
рождение неподобно оождению Сына Божия и нет
другого Сына Божия»
1.
Он — той же Сущности, что
и Отец, ибо «рождение в том и состоит, что из сущности
рождающего производится рождаемое... творение же и
созидание состоит в том, что творимое и созидаемое
происходит извне, а не из сущности творящего...» —
пишет святой Иоанн Дамаскин
2.
Что касается Святого Духа, то Сам Господь в
крещальной заповеди возвещает единство Духа с Отцом,
как необходимый и спасительный догмат (Мф. 28, 19).
«В Своем исхождении, — пишет святитель Григорий
Палама, — Он не отделился ни от Отца, как вечно
исходящий от Него, ни от Сына, в Котором почивает.
Имея «единение неслитное» и «различение
нераздельное» со Отцом и Сыном, Святой Дух есть Бог от
Бога, не иной Бог — поскольку единосущен Двум
Другим, но иной как самостоятельная Личность, как
Дух Самоипостасный
3.
Происхождение Святого Духа от
Отца (Ин. 15, 26) и владение тем, что сообща
принадлежит Отцу и Сыну (Ин. 16, 15), безусловно,
подтверждают Его единосущие первым Двум Ипостасям.
Не случайно Дух Святой, от Отца исходящий и в Сыне
почивающий, в Откровении именуется Духом Отчим
(Мф. 10, 20) и Духом Христовым (Рим. 1, 9; Флп. 1,
19). Если Он проницает глубины Божий, которых никто
не знает, и находится в не менее тесном общении, чем
дух человеческий, с человеком (1 Кор. 2, 10—11), то
не может не быть единосущным и равным Отцу и
Сыну.
Святой Григорий Богослов поясняет тайну
Божественного Триединства с помощью следующего образа:
«Божество в Разделенных неделимо, как в трех солнцах,
которые заключены одно в другом, одно растворение
света»
4.
В полноте общения Каждая из Божественных
Ипостасей всецело отдает Себя, Свою природу и
обладает всем, что присуще Божеству. Все Мое Твое,
и Твое Мое (Ин. 17, 10).
«Святая Троица, — пишет святой Иоанн Дамаосин, —
не складывается из трех несовершенных существ, как
складывается дом из камня, дерева и железа. Ибо по
отношению к дому камень, дерево и железо
несовершенны, потому что взятые отдельно не есть дом
5.
В Троице же, напротив, Каждая Ипостась есть Бог и
все вместе Они есть Тот же Самый Бог, потому что
Сущность Трех Совершенных — едина».
Единосущие не приводит Ипостаси к растворению в
безразличии единой Природы. «Неслитность Трех
Ипостасей соблюдается в едином естестве и достоинстве
Божества... И Три — единое по Божеству, и Единое —
Три по личным свойствам, так что нет ни единого в
смысле Савеллиевом (нет слияния Лиц), ни трех в
смысле нынешнего лукавого разделения (т.е. арианства,
рассекавшего Троицу)», — пишет святитель Григорий
Богослов
6.
По словам святого Иоанна Дамаскина,
Ипостаси Троицы «соединяются, не сливаясь, но
совокупно друг с другом сопребывая и друг друга
проникая без всякого смешения и слияния, и так, что
не существуют один вне другого или не разделяются
в сущности, согласно Ариеву разделению. Ибо, чтобы
сказать кратко, Божество нераздельно в раздельном,
подобно тому, как в трех солнцах, тесно друг к другу
примыкающих и никаким расстоянием не разделяемых, —
одно и смешение света, и слияние»
7.
Обобщением ко всему сказанному святыми отцами
о Единосущной Троице могут послужить следующие
слова святителя Григория Богослова: «Единое Божество
не возрастает и не умаляется через прибавления и
убавления (от Ипостаси к Ипостаси), повсюду равно,
повсюду то же, как единая красота и единое величие
неба. Оно есть Трех Бесконечных бесконечная
соестественность, где Каждый, умосозерцаемый Сам по Себе,
есть Бог, как Отец и Сын и Дух Святой с сохранением
в Каждом личного свойства, и Три, умопредставляемые
вместе, — также Бог: первое — по причине
единосущия, последнее — по причине единоначалия (Отца)»
8.